Корзина
10 отзывов
+7 950 794 00 77
Контакты
русские бани Вячеслава Васюхина
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7950794-00-7779507940077@yandex.ru
Вячеслав Васюхин
РоссияМоскваИзмайловский проспект 55 к. 70105037
vasychin
Карта

Из истории русской бани.

Из истории русской бани.

происхождение потребности париться у русских и развитие банной культуры

 

Рассказы от Дядя Бани

Из древних времен до нас дошли весьма скудные представления о древнерусских или старорусских банях. Как говорил, пожалуй, самый авторитетный историк и этнограф в области изучения русской старины, и человек очень сведущий в умении находить ответы на очень сложные вопросы — Лев Гумилев: в древности на территории теперешней России способ хозяйствования (подсечно-огневой способ земледелия) и жизни вообще, приводил к вырубке лесов, их сжиганию, и, соответственно, к частым и сильным пожарам. В этом огне сгорали не только берестяные грамоты но и любые другие свидетельства тех времен. Увы, даже русских железных воинских шлемов с тех пор до нас дошло всего 8 штук, огонь безжалостен ко всему, к примеру, в Европе с ее каменными домами и замками, пожаров было меньше, и рыцарских доспехов валяется буквально чуть ли не в каждом подвале грудами, шутка конечно – утрирую. Увы дома и крепости (из за сурового климата и отсутствия изобилия каменных стройматериалов) у нас строили деревянные – вместе с ними все и сгорало, поэтому искать древнейшие сведения о банях нужно в источниках ведической культуры или в рукописях чужестранных авторов побывавших тогда на территории теперешней России «проездом» и что-то написавших об этом.

Сначала, карело-финские племена, очевидно, делали свои бани-сауны, так же как и русские в простейшем варианте – это просто землянка, плотно накрытая ветками, внутри груда камней вперемешку с дровами, подожги дрова, подожди пока они прогорят, а потом заходи и парься – баня по черному, в самом что ни наесть «черном» исполнении. Но тут все сходство и заканчивается. Теперь и раньше сауны хороши для спокойного финского характера внутри и влажного воздуха с наружи. У русских наоборот внутри характер не спокойный, душа широкая и жаркая – наружу рвется, а с наружи сухо и холодно (8месяцев в году), климат то резко-континентальный. В древности, до прихода славян в теперешние окрестности Москвы, на этой огромной территории росли густые смешанные леса, и земля изобиловала влагой, а климат был мягче теперешнего – об этом свидетельствуют многочисленные раскопки и исследования флоры тех времен. С приходом славян все поменялось: леса были вырублены, в первую очередь – темно-хвойные; климат стал суше; зимы холоднее. А Финляндия и теперь Финляндия – это страна озер, болот, лесов, а рядом еще и океан, рядом Гольфстрим и фьерды, в общем – весь набор увлажнителей для севера Европы. Севером Финляндию можно назвать весьма условно, не сравнить с русским или сибирским севером. Климат абсолютно разный. Мы привыкли воспринимать Финляндию как примерно – север России. Стереотип – в Финляндии очень холодно, потому что они на севере, потому что они раньше делали хорошую финскую зимнюю обувь, а теперь делают зимнюю резину «Хакапелита» (Блин!) – «железобетонный аргумент», не подкрепленный фундаментом фактических данных. Не бывает у них продолжительных морозов всю зиму по минус 20, а где бывает, так они там не живут. Финны живут в основном вдоль побережья, там, где море-океан вбирает в себя лютый холод севера. Да в Финляндии холоднее, чем в Турции, к примеру, но климат у них не такой как у нас, и характер тоже другой, и бани потому у них тоже другие. Финские бани не плохие, нет – они просто другие, совсем другие, нежели русские.

Характеры и предпочтения у этих народов были и остаются разными. Очевидны и различия в банной культуре. Финны более спокойны по характеру и более мирно осваивают ту территорию на которой живут, они больше и лучше приспосабливаются к тем условиям которые есть, а славяне – народ с неспокойным, активным характером, который все стремится переделать под себя. Финны издревле любили сеять овес (полбу), возня с пшеницей была для них хлопотна – овес растет практически где угодно: подходят маленькие луга и полянки, он менее прихотлив, требует меньше солнца и землю попроще, а пшеница наоборот требует много света и больших просторов с богатыми минеральными веществами почвами. Финны селились и работали там, где больше хвойных лесов и влаги. Русские селились и работали там, где больше светлых ясных лиственных лесов, дубрав и там где, посуше. Славяне были активнее (или агрессивнее, если можно так сказать, им нужно было больше коней и мечей, а хорошего булатного (боевого) коня овсом не прокормишь – ему пшеницу подавай) и несмотря на сравнительно спокойную и дружественную ассимиляцию (что свойственно племенам ведической и арийской культуры), славяне принесли на новые территории новый способ хозяйствования. Это был не только подсечно-огневой способ земледелия – дававший сначала невиданные урожаи пшеницы, но и активное использование металлов. Распахивание земель славянами требовало делать металлический наконечник на сохе, кони должны были быть подкованные, а мужчины вооруженные – для этого была нужна развитая металлургия.

В кузнях и плавильнях с древнейших времен был широко используем метод придания меди и бронзе твердости путем обжига, а мягкости — резким остужением водой. Иначе было не возможно делать орудия для труда и войны во времена бронзового века. Позднее, открытие способов плавления и обработки железа, так же было возможно только при помощи сильного разогрева мехами и остужения водой для придания твердости. Можно предположить, что так и было открыто волшебное свойство воды — превращаться в мельчайший, ели заметный пар, который давал здоровье и исцеление. Недаром кузнецы во все времена считались олицетворением силы и здоровья. Наверняка, кто-то подметил эту закономерность, а в холодные времена вполне естественно стремление людей к теплу и воде. Возможно, было замечено еще раньше – в доисторические времена, что если тушить водой очаг разведенный на камнях, то в пещере становится как на море – тепло, влажно и приятно – в общем – настроение «баунти», чего я думаю очень сильно не хватало нашим предкам в ледниковый период сидючи в пещере, когда вокруг саблезубые тигры зубы точат…… В общем, лучше не гадать – как оно все было на самом деле. История интересна и загадочна, но мы живем с мыслями о будущем, а с мыслями о прошлом только умирают, так что давайте думать о том что впереди и радоваться жизни. А на самом деле — все это здорово: здорово, что бани есть, и здорово, что они есть разные: финские, русские, турецкие, римские, японские… и лучше не спорить какие из них лучше, в споре вообще ни чего родиться не может, кроме драки, а истина, истина она в вине (шутка конечно). К стати, тот человек, который первым в древней Греции сказал, что истина рождается в споре – он, очень плохо кончил – его убили его же сородичи. Доспорился – в общем. Любые бани хороши, только вот турецкие бани надо использовать по-турецки, финские по-фински, а русские по-русски.
Мы не обязаны делать все так как делали это при царе Горохе, и кто ссылается на древние истории как на закон, тот пусть там и живет, мне лично просто интересно знать как появились некоторые банные традиции и как решались многие технологические вопросы получения пара и собственно парные процедуры. Вот некоторые выдержки из старинных в малом количестве дошедших до нас первоисточников, собранных во многих местах интернета и не только интернета:

Царские кремлевские бани и немного древней истории.

В сенях, которые назывались «мовными» или «предмывными», у стен стояли лавки, стол, крытый красным сукном. На него клали «мовную стряпню» — полотняный колпак, который понадобится в парной. На красном сукне лежали простыни, тафтяные или бумажные опахала, чтобы стынуть быстрее после парения.
Разоблачившись в мовной, шли в мыленку. Там, в углу, стояла изразцовая чудо-печь с каменкой, наполненная серым полевым камнем. Вылей в нее ушат воды, вскинется она, шумно задымит паром. От печи до другого угла шел деревянный полок с широкими ступенями. Только поднимались на этот полок не скорым шажком – дух перехватывает, жара, а спускались бегом, с криком радости. В парной не было светло, оконце было слюдяное, мелкое, тафтяной занавеской прикрытое, а двери пестрые, красным сафьяном обитые и зелеными каменьями украшенные.
Внизу лавки для мытья ставились липовые бадейки, с холодной и горячей водой. Еще квас в берестяных туесах. В медных тазах щелок, чисто моет и хорошо пену сбивает. Вся утварь в царской бане была медной. Квас стоял в туесах не для питья – плескали на каменку для сладкого духа. Пол был мягкий, как постель. Пол покрывали душистым сеном, а после полотном. Отдыхали после парения, конечно, не на полу. В мыленке стояла скамья с подголовниками. В мыленке у царя Алексея Михайловича устилали такую скамью постелью из лебяжьего и гусиного пуха в желтой клеенчато-матерчатой, чтоб не мокла, наволочке.
Мылись и днем, и по вечерам. Если к вечеру, то красные суконные занавески на окна опускали. Вносили слюдяные фонари, далеко не видать, а все-таки видно. Вода мыльная из моечной сходила по желобу. Во время отдыха царя ублажали музыкой. Известно, что перед свадьбой царя Михаила Федоровича парили и мыли, одновременно услаждая музыкой. Царскую семью обслуживала специальная музыкальная группа. Были здесь и балалаечники, ложкари, дудари. А по выходу из мыленки он «пир пировал, ествы приказные боярам подавал». С XV века царские пиры приобретают характер официальных приемов. Пышность таких пиров должна была подчеркивать величие и могущество русского государства.
На первый взгляд, на пиру в бане, а в бане они протекали также, собирались одни обжоры или всех решили перекормить. Ничего подобного, порции рассчитывались на два человека и на одного приходилась нормальная раскладка, просто блюд было много.
Из напитков применяли меды (хмельные напитки из разведенного меда с пряностями), пиво ячневое, просяное, житное, квасы, щи (более острые квасы), рассолы (огуречные, капустные, сливовые, брусничные и другие) цедили и заправляли по вкусу и называли «ставлеными рассолами». Распространенный сбитень употреблялся, но таковым его называли гораздо позже. Сбитень – от слова «сбитый», как описывается в «Домострое», готовили так: «…в мешочках мускат, гвоздику, благовонные зелья в печи жаренные в горячий мед положить…».
Пьянство на Руси осуждалось, говорилось, что «пьяный муж дурен, а жена пьяна и в миру не пригожа». «Стоглавый собор» 1561 года, вынужден был вынести специальное постановление: «Такое ж и по монастырям общим и особь сущим пьянственного пития сиречь хмельного вина горячего не держати и не питии, а держати и питии святителям и по всем монастырям и священникам и дьяконам, и инокам, и игуменьям, и старцам житные и медовые всякие квасы по своим обиходам, а фрежские вина где обретутся, да иное пьянственное питие всем вконец отречено быть. Про таких держать квасы сладкие и черствые и выкислые кто какова требует и яства тако же». Царские мыленки, хоть и не богаты с виду, требовали много расходов. Царскую баню содержали крестьяне. Например, за один только 1699 год свезли туда с подмосковных лугов шестнадцать мерных копен душистого сена с полукопной. Все подмосковные волости по оброку поставляли веники для царской мыльни. Везли свежие и сушеные веники из Гжели, Раменок. Всего 3010 веников в год. Вот так парились.
Парение и мытье в бане перед свадьбой выражало чистоту брачного ложа и чистоплотность, лечь спать на ржаных снопах – прибыток в доме, а сидение на мехах – к богатству в семье. Вообще обычай, связанный с мехами, уходит корнями к норманнам. Меха – куница и соболь – в свадебных обычаях отголосок, памятник норманнских налогов. Из истории припомним, что в России до введения металлической монеты предметом денежного эквивалента были меха. Отсюда возникшие слова: куна, пол-куны – полушка, мелкая медная монета.
Простой люд парился «по-черному». Крестьянские бани состояли из одного помещения и отапливались дымом, который выходил наружу через отверстие в потолке. Дворяне парились «по белому». Бани были попросторнее, имели предбанник и комнаты для отдыха, и соответственно, печи для бань имели дымоход, что делало банные процедуры приятными и комфортными. Убранство бань дворянских было намного богаче, чем бани самых зажиточных крестьян.

Не один путешественник, побывавший на Руси, брался за перо, желая передать словами удивительный обычай русских париться. Араб Ибн Даста, путешествуя по Руси в X в., отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане и валяться в снегу или купаться в проруби, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. Возможно, это свидетельство наряду с описанием в «Повести временных лет» — первые письменные упоминания о русской бане. Позже о русской бане писали многие чужестранцы — с удивлением, но, как правило, и с уважением. Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий в XVII в. и камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра I, купец из Бельгии Оливье Брюнель и испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес, служивший при дворе императрицы Елизаветы Петровны, — все они не обошли молчанием русскую баню. Описания эти в основном похожи (кстати, в России никогда полностью не отказывались от пользования банями).

 

Побывав в 30-е гг. XVII столетия в одной из бань Астрахани, Адам Олеарий так описал свои впечатления: «Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню».

 

Общественные бани для горожан принадлежали частным лицам. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки. Отапливались они вначале, как и деревенские бани, дровами. Имели три помещения: раздевальное, мыльное и парное.

 

На Руси в баню ходили все. В летописях XI-XII вв. уже упоминается водопровод, построенный для «Ярос-лавова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или Неглинной, за ней надо было спускаться с высокого холма. Позднее, а именно в начале XVI в., по приказу Ивана Калиты проложили от реки в глубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

При постройке Кремля из кирпича в башнях стали устраивать тайники-водопроводы. Такие тайники были построены под Свибловой башней (позднее она даже стала называться Водовзводной) и под Собакиной, ныне Арсенальной.

В XVIII в. был построен новый, более современный водопровод. Вода самотеком поступала по специальной галерее в колодец, находившийся в подвале Свибловой башни. При помощи конного привода, построенного часовым мастером Христофором Головеем, вода подавалась в бак на башне, по свинцовым трубам проводилась в резервуар, а оттуда поступала в царские бани.

 

О любви русского народа к бане свидетельствуют многие исторические факты, литературные произведения и труды ученых. Так, историк П. И. Страхов в одной из книг описал обычаи русских царей, которые, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали их в баню.

Но в баню звали и недругов. Княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, таким образом: «Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, говоря им: «Вымывшись, придите ко мне!». И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и сгорели все…»

 

Известный русский историк Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью — как в чистоте, так и в своего рода наслаждении, самым главным лекарством от всех болезней: «Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас… идет в баню париться».

 

Вспомним великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он был больным и хилым ребенком и только благодаря физическим упражнениям и закаливанию вырос крепким и выносливым. А. В. Суворов своим личным примером воздействовал на русских воинов. До преклонного возраста легендарный полководец сохранил неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. В записках о нем в одном из номеров журнала «Замечатель» за 1842 г. написано следующее: «В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды…» Суворов всегда говорил своим солдатам: «Военный человек должен любить сильный мороз и сильный жар, засуху и проливной дождь».

На Руси без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы после «утренника» невеста приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку», которая уже была натоплена. В баню же шли и молодожены на следующий день после свадьбы — таков был обряд.

источник: Бирюков А. А.: Баня и массаж. 2-е изд. 1996г.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племен напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котел с водой и в него бросали раскаленные камни.
Слово баня в письменных источниках встречается с XI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница.
Вот что сказано в X веке от имени посетившего в первом веке место будущего Киева апостола Андрея Первозванного в «Повести временных лет» про славянские бани:
«Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда (в Рим). Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись…
А вот размышления из 19 века: «В бане, где все люди раздеты и, как правило, не имеют знаков различия, устанавливаются характерные краткосрочные взаимоотношения. Постепенное воздействие на тело повышенной температуры и влажности приводит к торможению процессов вербального общения, погружает в состояние наблюдения за своими ощущениями, вызывает чувства признательности к соседствующим.»

Если история отвечает на вопрос: как это было?, то этнография отвечает на вопрос: почему именно так это было? Лично мне любопытнее второе. Приведенные выше вырезки из разных источников дают нам понять истинное назначение и сам дух царской русской бани, кроме отличий по древесине, температуре и влажности есть еще одно важное отличие – сама принципиальная идея – а зачем это все было нужно? По моим личным рассуждениям:

1. пьянство в те древние времена не приветствовалось. Хотя судя из тех же и других древних первоисточноков мы знаем, что все таки выпивали по чуть-чуть, и вин заморских, и собственных настоек да бальзамов, вот только бухать было не просто не приличным, а это было признаком низкого происхождения рода, смерды да чернь бухали потому такими и были. И крепкие настойки и бальзамы использовали больше наружно для лечения ран. А хорошая правильная баня давала не просто расслабление а еще и опьяняющее наслаждение жизнью. Причем лично мной и многими другими замечено: чем меньше пьешь, тем больше и глубже «кайфуешь», собственно, от самой бани. И еще больше «кайфа» после нее, такое не даст ни один наркотик – ощущение не обусловленной ни чем яркой радости жизни и наслаждение каждым вдохом, да еще и при абсолютно чистом и спокойном уме. Стоит немного бухнуть как все тут же пропадает, и опять «темные мысли и думы неясные голову полнят мою, и не уйду я от них от ужасных, все я на месте стою….»
2. царю было важно доподлинно и истинно знать: кто из себя чего представляет из его ближайшего окружения, на кого можно положиться в трудную минуту, кто себя как поведет. А в бане все без регалий и доспехов, все расслабленные, и сами банные процедуры в активной русской традиции помогают понять: кто из себя что представляет на самом деле, а кто научился искусству самопрезентации в импортных университетах МВА. Когда люди напиваются для таких же целей – якобы что бы ближе узнать друг друга, то чистому восприятию всегда мешает та же самая мутная дурь – не даром ее синькой называют. Во время русского ядреного парения видно сразу силу духа человека, видно терпимость. В общем баня действует как детектор лжи – все наружу вылезет обязательно, все мысли.

      Из споров про историю Русской Бани: спорить вообще дурацкое занятие ― лучше париться и радоваться жизни,  а не доказывать друг-другу различные несущественные глупости. И всё-таки: есть новомодные "учёные" которые по напридумывали себе разных должностей и псевдо организаций, и что бы хоть как то придать себе ЗНАЧИМОСТЬ начинают сочинять про то что ―  Высокие русские бани, дескать стали строить в России с 11 века ( ?  ! ), и что настоящая русская баня ― это низкий стрёмный сруб  (из экономии , якобы он обязательно должен быть стрёмным).  Откуда они про это узнали? Они что в те времена работали в БАННОМ БТИ или в Ростехнадзоре (при царе Горохе)?  Нет ни первоисточников, ни артефактов, ни чертежей, ни упоминаний,  все выдумки ― это просто похмельный бред свежеиспечённых "академиков".  К примеру: свод  законов "Русская правда" с 10 века, уже много лет, но там про баню даже  "не шипит", а "повесть временных лет... монаха Нестора" .... с 12 века, там про баню даже ... не дует.   Первое подробное описание дали импортные послы себе  на родину в 15 веке, и то там вскользь описывается обустройство полков и печки.... и всё. Не нужно ничего выдумывать! Нужно париться!  Моё осторожное мнение: МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ (и не более) что русичи там где селились, там они и делали ВСЕГДА и ВО ВСЕ ВРЕМЕНА общественные ВЫСОКИЕ бани, а по другому толпу не отпаришь и не помоешь, и по другому как раз невыгодно получается, сами посудите: или одну баню на городище построить или тысячу банек, а обрабатывали землю в то время толпой и оборону вели толпой, а париться будут как не люди, да? Последние огромные и фундаментальные исследования генетиков подтверждают тот факт , что в русский этнос слились четыре потока: карело-фины + арийские русичи + хазары + тюрки.    И у каждого народа была своя традиция помыться и попариться, а утверждать кто первее и у кого "толще" совершенно тупое занятие. Толще у медведя.

……….

С уважением

Вячеслав Васюхин

компания «Банный Двор» www:bani-russkie.tiu.ru
русские парные бани: ул. Химиков д.56; ул. Березовая д.4
строительство русских парных бань и печей тел +7 913 644 44 84

Предыдущие статьи